Публицист Галина Платова о барьерах в российском образовании

В Госдуме состоялась большая дискуссия о повышении уровня образования и профессиональной подготовки учащихся в колледжах и техникумах, а также об увеличении оплаты труда учителей. Она была пронизана духом законопроекта КПРФ «Образование для всех», разработанного авторитетными учёными — нобелевским лауреатом, академиком Ж.И.Алфёровым, профессорами О.Н.Смолиным и И.И.Мельниковым и получившего в ходе опросов поддержку миллионов граждан. Но, правящий режим отправил документ на полку. Тем не менее, заложенные в нём идеи качественного, востребованного обществом, доступного образования пробиваются, порой, сквозь толщу зловредных политических препятствий.

Производными положений этого документа стали законопроекты «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в РФ» в части создания учебно-производственных комплексов в структуре образовательных организаций среднего профессионального образования (СПО) и «О внесении изменения в главу 52 Трудового кодекса РФ в части установления минимального размера базовой ставки заработной платы педагогических работников общеобразовательных организаций». Депутаты их живо обсуждали в первом чтении, но, принят был (за 420) только первый, потому как исходил от «Единой России». Второй, от КПРФ, отвергли думские решалы по чисто политическим мотивам (за – 117 – КПРФ, справроссы, ЛДПР, «Новые люди»), не голосовали 300 единороссов. По причине их корпоративно-партийного умолчания был отклонён законопроект, который позволил бы увеличить зарплату нашим педагогам, в чём они крайне нуждаются.

Проект о колледжах и техникумах, его представила председатель думского комитета по просвещению единоросска Ольга Казакова, созвучен вносимым ранее коммунистами проектам. Он направлен на решение задач трудоустройства выпускников средних профессиональных учебных заведений, повышения качества подготовки специалистов для реального сектора экономики, дополняя его практическими занятиями, укрепления материально-технической базы этих учебных заведений.

В законопроекте предлагается создавать в учреждениях СПО учебно-производственные комплексы, где студенты будут осваивать знания на практике. Такой практикум станет первым местом трудоустройства начинающего специалиста. С этого момента учащимся будет засчитываться трудовой стаж, наряду с профессиональным опытом они получат трудовые книжки, им будет начисляться зарплата за выполненную работу.

— Это важный элемент подготовки специалистов и предстоящего их трудоустройства, — отмечала О.Казакова.

С выводом были согласны все депутаты. Известно, как непросто сейчас не имеющим трудового опыта выпускникам находить работу. Приходят они на предприятие, а у них спрашивают, есть ли стаж, опыт. А откуда они у молодого человека, только что получившего диплом? Тут и придут им на выручку учебно-производственные комплексы, где начнут работать студенты 3–4 курсов. А по окончании СУЗа они выйдут в самостоятельную жизнь не только с дипломами, но и с практическими умениями.

По мнению О.Казаковой, это будут специалисты нового образца. Но, её поправили: производственные базы в учебных заведениях были в Советском Союзе, начиная с времён Антона Семёновича Макаренко. В руководимых им колонии им. Горького, коммуне им. Дзержинского через труд, воспитание, обучение выдающийся педагог давал путёвку в жизнь самым трудным подросткам. Цеха, мастерские, где трудились ребята, приносили средства, которые обеспечивали производственное обучение, плоды труда вдохновляли коммунаров.

В советское время даже в школах вводились уроки профориентации. На них старшеклассников обучали профессиям водителя, столяра, повара, воспитателя детского сада, пионервожатого, что после школы помогало юношам и девушкам находить своё место в трудовой жизни.

Коммунисты положительно оценили этот законопроект. Особенно активно его поддержал Олег Смолин (КПРФ). Он тут же предложил не ограничиваться в создании учебно-производственных комплексов только в средних профессиональных образовательных учреждений. «Я знаю вузы, которые успешно реализуют работу студентов, я знаю школы в рамках макаренковского движения, особенно сельские, которые делают примерно то же самое… Соединение образования с производительным трудом – это одна из любимых идей социалистов разных эпох, от Томаса Мора до Карла Маркса и, конечно, Макаренко. Такой опыт не должен быть забытым», подчёркивал Смолин.

Аналогичные идеи заложены и в законопроекте «Образование для всех». К тому же, для введения практических занятий в мастерских учебно-производственных комплексов даже затрат больших не потребуется. Будущие специалисты начнут зарабатывать и финансировать своё практического обучения.

Коммунисты, конечно, опасаются, как бы к этим комплексам не подобрались нечистые на руку «предприниматели», и налоговики не задушили поборами учебно-производственный процесс?

Договорились, ко второму чтению всё предусмотреть: расширить действие будущего закона на вузы и школы, а также продумать меры защиты комплексов.

Это был тот редкий случай, когда разумный, продиктованный снизу законопроект нашёл всеобщую поддержку депутатов, вопреки политическим разногласиям.

Казалось, что второй, от КПРФ, документ, не менее востребованный и ожидаемый обществом, тоже будет положительно оценён всей палатой. Но, «Единая Россия» подтвердила свою недоговороспособность. 

Значимость законопроекта, предусматривающего повышение минимального размера базовой ставки зарплат педагогическим работникам общеобразовательных организаций, разъяснил О.Н.Смолин.

Он напомнил, что документ с 2018 года ждал своего рассмотрения в Госдуме, хотя смысл его предельно простой: установить базовые оклады педагогам не ниже двух минимальных размеров оплаты труда по региону. К базовым, разумеется, будут начисляться надбавки.

Такой закон особенно важен для молодых учителей, у которых нет стажа, и надбавок они получают очень мало. Важен он и для пожилых учителей после повышения пенсионного возраста.

Главные аргументы в пользу законопроекта – остановить кадровый кризис в образовании. Сейчас в школах не хватает половины математиков, преподавателей иностранного языка, информатики.

О.Смолин привёл пример из его региона: «Закрывается сельская школа в Шербакульском районе Омской области, не потому, что губернатор или министр захотели сэкономить на школе, нет, просто учителя пожилые уволились, а новых найти не могут, на 10 — 15 тысяч никто не идёт».

А в 53-ёх регионах РФ каждый третий учитель получает меньше 15 тысяч рублей.

Согласно предложенному законопроекту, оплата учительского труда в регионах не может быть ниже 30 тысяч рублей. В его поддержку высказались все фракции Госдумы, кроме «ЕдРо».

Рубил на корню законопроект коммунистов единоросс, бывший профсоюзный деятель, Михаил Тарасенко. Он, видите ли, не нашёл в законопроекте «механизма его реализации», «источника финансирования повышенных выплат учителям». Стандартная отговорка единороссов для всех социально значимых законопроектов, инициируемых оппозицией.

А Смолин не уставал доказывать, что законопроект концептуально соответствует указу президента В.Путина № 597 от 2012 года, который не исполняется в 85 регионах России. «Учителю не платят то, что ему положено по указу. Педагог, работая более чем на полторы ставки, что называется за себя и за того парня, не получает даже того, что положено ему одному».

А какое до этого дело единороссам? Они и думать забыли, что такие указы были. Да, и нацлидер им что-то об этом не напоминает.

Поразило равнодушию партии власти к учителям и к указам президента Сардану Авксентьеву (фракция «Новые люди»):  

«У меня вызывает огромное удивление и изумление, что в этом зале мы должны уговаривать правящую партию «Единая Россия» выполнять указы президента. Столько лет майские указы президента не исполняются! Когда сегодня мы слышим о том, что повышением заработной платы педагогам можно обидеть медиков, работников культуры и так далее, — берёт оторопь. А на всех как бы нет денег в бюджете. Но, вы подумали, как с этим решением мы поедем в регионы? Как мы будем смотреть своим избирателям в глаза?».

Единороссы готовы смотреть в глаза хоть кому, хоть как. У них-то в карманах густо. А то, что у учителей пусто, — так это их, учителей, проблема, — такова нравственная логика «ЕдРо».

Такие законотворцы, как единороссы, не способны даже в это грозное военное время консолидировать общество. Они хотят, чтобы их поддерживали все, но сами поддерживать никого не хотят. Они считают себя особой кастой при власти. До остальных им дела нет. И это своё партийное кредо единороссы каждодневно подтверждает своими действиями.

Информация с официального интернет-сайта КПРФ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *