ПРОБЛЕМЫ ЖКХ В ХАКАСИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

      Ситуация в системе ЖКХ Республики Хакасии, на мой взгляд, требует срочного вмешательства. Жилищно-эксплуатирующие компании зачастую разбирают МКД (многоквартирные дома)  с минимальным количеством проблем. В результате растёт  количество  необслуживаемых домов, ухудшается состояние строительных конструкций и инженерных сетей жилого фонда в том числе:

  • из-за  недобросовестного отношения обслуживающих компаний к своим обязанностям;
  • непрозрачности общедомовых расходов;
  • проблемы во взаимоотношениях
  • из-за отсутствия чёткого регламента и механизма межведомственного взаимодействия, утверждённого  Постановлением Правительства РХ: МинСтроя и ЖКХ РХ,  Государственной жилищной инспекции, между энерго-, тепло- снабжающими компаниями; отделов ЖКХ муниципалитетов, жилищно-эксплуатирующими организациями и собственниками
  • систематические жалобы жителей на выставление непонятных счетов:  за ОДН, за неоказанные услуги по текущим и капитальным ремонтам общедомового имущества. Требуется устранение хаоса в выставлении тарифов за потреблённые ресурсы холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, тепловую  и электрическую энергию. Требуется экономическое обоснование и доказанная рентабельность  за потреблённые коммунальные услуги Комитета по тарифам РХ. Для эффективного контроля за работой сферы МинСтроя и ЖКХ необходимо использовать элементы цифровой экономики и информационно-аналитического Комитета при Главе РХ. Внедрение данного механизма  позволит получить прозрачность работы: начиная от  МинСтроя и ЖКХ  до собственников МКД.

Всё это со стороны населения вызывает откровенное возмущение, а со стороны же некоторых чиновников, идут постоянные отписки и гонки  по кругу собственников МКД; только и слышится, что это не их полномочия. Выезды специалистов Государственной жилищной инспекции для технического обследования объектов  не дают реальной картины из-за их недостаточной компетенции. По результатам технического обследования они не могут предложить типовой алгоритм решения проблемы, так как в Государственной жилищной инспекции  нет аналитического отдела, по проблемам возникающих при эксплуатации объектов МКД.

А главное, что при этом увеличение тарифа жилищно-эксплуатирующими организациями не подразумевает улучшения качества услуг и расширения перечня производимых работ, а качество теплоснабжения не обеспечивает необходимый температурный режим в МКД.         По моему мнению, это решение лоббирует интересы:

  • теплоснабжающих компаний,
  • Комитета по тарифам,
  • жилищно-эксплуатирующих организаций,
  • других заинтересованных сторон исполнительной власти —   не предоставляя собственникам помещений  адекватного возмещения понесённых затрат.

В ПОИСКАХ ВЫХОДА

Мероприятия,  которые необходимо предпринимать, чтобы коренным образом улучшить положение сфере ЖКХ:

— Первое и, на мой взгляд, самое главное — нам необходимо вернуть Государственную жилищную  инспекцию в отдельное подразделение.

Оздоровить систему государственного и муниципального контроля за деятельностью ЖКХ – жилищно-эксплуатирующих компаний.

Мне могут возразить, что это не рыночный подход и что такие меры отбросят реформирование ЖКХ назад. Но давайте честно признаем, что бездумное внедрение рыночных отношений в систему коммунального хозяйства без необходимого надзора  привело к плачевным результатам, всеобщей безответственности и хищению средств собственников помещений. Подтверждением этого может служить масштабный увод денег в тепло-  и электроэнергетике за потреблённые ресурсы.  О  том, как обманывают жителей жилищно-эксплуатирующие, электро-, тепло-, ресурсо- снабжающие компании, не говорит только ленивый.

Второе. На уровне МинСтроя и ЖКХ необходимо обеспечить участие  РХ в федеральных целевых программах, в первую очередь по переселению из аварийного жилья.   Несомненно, необходимо принимать региональные, муниципальные программы, однако они в большей своей части должны финансироваться из бюджета.

Третье. Необходимо привлекать инвестиции, и в софинансировании проектов мог бы участвовать Фонд содействия реформированию ЖКХ. Однако инвесторы не должны выкачивать деньги, оставляя за собой ржавые трубы и обанкроченные, ранее успешно работавшие муниципальные предприятия. Они должны реализовывать долгосрочные инвестиционные программы. К сожалению, пока это не получается — все хотят побыстрее заработать и перебросить деньги  за пределы Хакасии.

Четвёртое. Система ЖКХ должна быть под постоянным и полным общественным контролем. Кстати, такая организация в  РХ создана – Общественный Надзор РХ, которая  отслеживает,  в том числе  выполнение структурами ЖКХ своих обязательств, контролирует  работу Обслуживающих компаний, следит за тарифной политикой.

Пятое. Необходимо поставить под жёсткий контроль работу обслуживающих компаний  собственниками помещений – Председателями Советов МКД и жителями.  Но так как они ра­зобщены, имеют слабую юридическую подготовку, этот контроль должен быть усилен представителями исполнительной власти, особенно муниципального уровня.

Шестое. Необходимо обеспечить прозрачность формирования тарифов. Существующий механизм далеко не совершенен. Все затраты обслуживающих компаний и ресурсоснабжающих организаций перекладываются на жителей, а расходы на управление постоянны — жилищно-эксплуатирующие организации не стремятся снижать собственные издержки. При такой ситуации мы скоро дойдём до того, что, условно говоря, с дома будет собираться денежные средства, из которых половина будет уходить на содержание аппарата управления обслуживающих компаний.

Седьмое. Необходимо создать условия для конкуренции в сфере ЖКХ не только среди обслуживающих компаний, но и поставщиков коммунальных ресурсов: электрической и тепловой энергии. У нас она достаточно слабая, и фактически монополизирована. Попробуйте уйти от одной обслуживающей компании к другой. Зачастую это можно сделать только через суд. Казалось, чего проще — прошёл год, жители собрались, заслушали отчёт обслуживающей компании и, если её работа не понравилась, пригласили другую. Однако в реальности это сделать чрезвычайно сложно. И, понимая это, некоторые ОК с жителями ведут себя так, как помещики с крепостными.

И, наконец, восьмое. Необходимо коренным образом  обращать внимание на наведение порядка и  анализа применения требований федерального законодательства и нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность ЖКХ в нашем регионе  МинСтроем и Государственной жилищной инспекцией Хакасии.

Владимир ГРУДИНИН

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *