КОМУ ВЫГОДНЫЕ КОММУНАЛЬНЫЕ БАНКРОТЫ

  Ни для кого, не секрет, что банкротство или ликвидация сельских коммунальных предприятий стало постоянной нормой. Кто и что при этом теряет? Бюджет теряет огромные суммы налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Внебюджетные фонды недополучают отчисления взносов. А недоперечисленные суммы взносов в пенсионный фонд — это потеря и общего, и льготного стажа работников коммунальных предприятий. Не говоря уже о моральных издержках и потерянном отпуске.

Кто виноват в том, что коммунальные предприятия приходят к такому плачевному концу?

Основной тон задаёт государственная политика, которая направлена на искусственное сдерживание тарифов на коммунальные услуги. Делается это под благим предлогом заботы о людях. Но решает эту проблему государство почему-то не за счёт бюджета, а за счёт коллективов коммунальных предприятий. Какие только усилия департамент по тарифам и энергетике Республики Хакасия не предпринимает чтобы занизить фактические затраты предприятий и соответственно занизить тарифы на коммунальные услуги.

Во-первых, вновь созданное предприятие вынуждено заключать массу договоров, которые нужны будут в повседневной деятельности. Это и на получение справок от гидрометцентра по температурному режиму наружного воздуха и грунта, на проведение санитарного контроля над холодной водой, на разработку нормативов по выбросам загрязняющих веществ в атмосферу, на получение лицензии на добычу воды из скважин и ещё многое другое. Все договоры обходятся как минимум в 250-300 тысяч рублей. Однако, департамент по тарифам и энергетике такие затраты учитывает только при утверждении тарифов на следующий год. А из чего компенсировать такие затраты в текущем году, если предприятие создаётся на голом месте и не имеет ни одного рубля свободных оборотных средств?

Самые большие убытки коммунальные предприятия несут от того, что занижается расход угля на 30-40% против фактического расхода. А это сразу 3,5-4 млн. рублей убытков. Объясняют это тем, что присоединённая нагрузка значительно меньше мощности котельных. Но при этом не учитывают, что теплосети на селе не рассчитаны на давление как в Абакане. Чтобы нам наполовину сократить число работающих котлов, надо в два раза увеличить съём тепла. Для этого надо соответственно увеличить скорость подачи теплоносителя, что возможно при условии повышения давления в теплосетях. Результатом станет то, что через два дня все сети лопнут.

Вот во что выльется экономия. Потому что в департаменте расчёты производят «специалисты», которые в своём большинстве ни дня не отработали на производстве.    Нормативные акты толкуют так, как им выгодно, а не так, как написано. В частности, по приказу Минэнерго России № 323 от 30.12.2008г. предусмотрен дополнительный расход угля, связанный со старением котлов, с механическим недожогом и дутьём под решётки. Все эти поправки департамент по тарифам и энергетике отбрасывает. А это ещё 450 тонн угля.

В результате, утверждённые тарифы оказываются намного ниже экономически обоснованных. Возникающую разницу, так называемые «выпадающие доходы», которую также соответственно занижают, чтобы сэкономить бюджетные средства, не компенсируют. Хотя обязаны это делать ежеквартально. Для этого опять же находятся всевозможные отговорки:

то Правительство Республики Хакасия не утвердило порядок возмещения выпадающих доходов (который почему-то утверждают ежегодно, несмотря на то, что из года в год ничего не меняется). Но зато есть отговорка у министерства финансов. То банально  — нет денег.

Не малую лепту в скорую кончину коммунальных предприятий вносят бюджетные учреждения, и прежде всего финансируемые из районного бюджета, которые крайне плохо оплачивают оказанные им услуги. И в свою очередь усугубляют положение тем, что коммунальное предприятие вынуждено платить огромные суммы штрафов и пени за несвоевременные расчёты с бюджетом по налогам и взносам во внебюджетные фонды, пени за несвоевременный расчёт за электроэнергию и уголь. Не говоря уже о том, что тарифы на электроэнергию для российских потребителей почему-то намного выше, чем для китайских потребителей? Видимо, благополучие Китая для нашего правительства и президента важнее, чем благополучие собственного народа?

Что в результате? Предприятие не имеет достаточного запаса топлива, не в состоянии провести маломальский текущий ремонт трасс, оборудования, машин и тракторов. Не имеет резервного запаса материалов на случай аварии. Вынуждено жить одним днём. Руководитель постоянно находится в напряжении: как бы чего не случилось.

И ведь что обидно: на профилактическое содержание трасс, оборудования денег нет, а когда, (не дай бог), случается ЧП ,сразу находятся резервные средства, причём в сумме гораздо большей нежели необходимой на нормальное поддержание работы предприятия. Складывается впечатление, что дождаться ЧП кому-то выгодно. Потому что в суматохе легче списать материал, завысить расход денег и что-то поиметь, так как в мутной воде рыбку легче ловить.

А когда начинается процедура банкротства, наши доблестные правоохранительные и надзорные органы пытаются выяснить: а не умышленное ли это банкротство (а не виноват ли гидрометцентр в том, что зима бесснежная).

Когда же обращаемся в прокуратуру или пишем объяснения на предостережения, что привело предприятие к такому состоянию, даже не пытаются вникнуть. Потому что для того чтобы вникнуть, надо попытаться докопаться до первопричины. А кому надо напрягать свою голову, когда проще попугать или вынести административный штраф руководителю. Чего-чего, а козла отпущения у нас умеют найти. Как пел В. Высоцкий: «по рогам ему и промеж ему, потому что он козёл отпущения».

Предприятие прекратило своё жалкое влечение. Каков итог? Бюджет недополучил налоги, фонды недополучили взносы. Поставщики недополучили за свою продукцию, коммунальщики недополучили за оказанные услуги. Никто не выгадал, но нервы друг другу испортили. Разве в этом смысл нашей жизни? И зачем нам смотреть передачи по телевизору, как плохо на Украине, как тяжело жить сирийцам? Когда мы будем всё делать для того, чтобы нам жилось по-людски?

Нередко случаются аварии. И Правительство Республики Хакасия вдогонку, в спешном порядке, принимает меры по их устранению.

          Чтобы «не догонять паровоз», Глава Правительства РХ  мог бы в срочном порядке собрать руководителей коммунальных предприятий, выслушать их претензии и пожелания, чтобы работать на опережение.

Юрий БОЧАРОВ, депутат совета депутатов Таштыпского района     

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *