«МУСОРНУЮ» РЕФОРМУ В ХАКАСИИ ПРОДАВИЛИ МОШЕННИКИ?

Главе Хакасии Валентину Коновалову представлены предварительные результаты внутреннего аудита. Они ставят под сомнение обоснованность тарифов для населения на обращение с твёрдыми бытовыми отходами, которые должны начать действовать с 1 января 2019 года. Валентин Коновалов поручил кабинету министров рассчитать экономически обоснованный тариф и рассмотреть возможность отказа от работы с данным региональным оператором на невыгодных для жителей условиях.

ДОИТЬ ХАКАСИЮ НЕ ПОЛУЧИТСЯ

Заседание правительства Валентин Коновалов начал с цитаты президента России Владимира Путина, который поручил главам регионов «принимать необходимые решения по недопущению существенного и непропорционального роста тарифов». В данном случае, речь идёт о твёрдых бытовых отходах.

С 1 января в Хакасии, как и по всей России, должен начать действовать региональный оператор – единая структура по вывозу и утилизации бытового мусора. В Хакасии это московская компания. Изучение документации о проведении конкурсных процедур и критериях выбора регионального оператора дают основания для обращения в правоохранительные органы.

Что касается самого тарифа, «решения об увеличении тарифа для населения были приняты 15 ноября и документально зафиксированы ровно в день моего вступления в должность», — отметил глава Хакасии. Исходя из подписанных документов, например, в Орджоникидзевском или Ширинском районах, удалённых от мусорных полигонов, семья из пяти человек будет вынуждена платить почти 700 рублей, что при небольшой площади квартиры может означать десятикратный рост фактических платежей. В Абакане и в Черногорске, где полигон рядом, тариф может вырасти в 2-3 раза. Рост «существенный и непропорциональный».

В договоре прописаны и другие пункты, от которых пока больше вопросов, чем ясности. «Соглашение заключено на десять лет. Наша позиция – жители не должны расплачиваться за чьи-то сомнительные договоренности. Изменения в федеральном законодательстве в любом случае приведут к росту тарифов, но ситуация должна быть адаптирована к региональным особенностям, должны быть максимально учтены интересы населения, а не коммерческой фирмы», — прокомментировал Валентин Коновалов.

Глава поручил сформировать рабочую группу, которая в короткие сроки изучит всю ситуацию. В частности, министерству финансов предписано оценить дополнительную нагрузку на республиканский и местные бюджеты, связанную в компенсациями различным категориям льготников и обслуживанием объектов социального назначения, а своему первому заместителю Андрею Асочакову — изучить опыт регионов, взять на личный контроль разработку экономически обоснованного тарифа и объективно оценить последствия лишения регионального оператора его статуса.

ЗВЕРСКИЕ АППЕТИТЫ НА ПУСТОМ МЕСТЕ

Главы городов и районов Хакасии активно поддержали позицию республиканского правительства в отношении новых тарифов на вывоз и утилизацию мусора. Своё мнение руководители муниципалитетов высказали на специальном совещании по этому вопросу.

Муниципалы в голос утверждают, что Хакасия к «мусорной» реформе не готова! Уже с 1 января 2019 года к вывозу, обработке и утилизации мусора должен приступить региональный оператор, статус которого в Хакасии получила московская компания, а никаких предпосылок для успешной работы до сих пор не создано. У компании нет в Хакасии собственной техники, на территориях поселений нет готовых площадок под мусор, в публичном типовом договоре ответственность исполнителя работ не предусмотрена.

«В Саяногорске в настоящее время нет нареканий к вывозу мусора. В городе чисто, поэтому люди не понимают преимуществ реформы. Мы рассчитывали, что в случае увеличения тарифа получим хоть какие-то площадки для накопления мусора, так как Саяногорск не имеет своего полигона, мы возим мусор в Черногорск за сотню километров. С нового года тарифы увеличатся в три раза, порядка 120 рублей с человека, а ситуация в городе с вывозом мусора может ухудшиться», — сказал глава Саяногорска Михаил Валов.

Другие главы подтверждают, что в каждом муниципалитете за многие годы уже сложились определённые механизмы по вывозу и утилизации мусора. Схема работает понятно и гарантированно. Что будет с приходом регионального оператора – ясности нет. Из всей «мусорной» реформы в Хакасии на сегодняшний день утверждены только тарифы и определён региональный оператор, но оба этих факта вызывают у экспертов большие сомнения.

«По заданию главы Хакасии я обстоятельно изучил этот вопрос. Например, доля ценового критерия в тарифе составляла всего 20 %, 80 %- это неценовые критерии, в том числе совершенно абсурдные критерии квалифицированности. Мы изучали заявки, где видно, что московская организация прикладывает сведения о полусотне сотрудников, у которых есть опыт работы. И этот фактор становится значимым при выборе победителя. У местных организаций такого штата в принципе быть не может, потому что нет необходимости. Очевидно, что рядами и колоннами эти квалифицированные люди из Москвы сюда не переедут. И сам этот критерий в этом смысле был надуманным, величина значимости этого критерия преувеличена, равно как и значения остальных неценовых. Выяснилось также, что документа с расчётом тарифа не существует. Есть некий протокол, где зафиксирована стоимость, она сложилась из двух-трех составляющих. Как эти составляющие сами образовались, совершенно никакого понимания нет. Есть ещё целый ряд юридических процедурных вопросов, который сейчас изучается юристами. Я думаю, что подключены к этой работе будут и правоохранительные органы, которые тоже дадут оценку как конкурсу, так и всем событиям, связанным с ходом реализации «мусорной» реформы в Хакасии», — сказал советник главы Хакасии Александр Бурмистров.

Не готовы встретить регионального оператора власти и жители Бейского, Аскизского, Усть-Абаканского, Алтайского районов, города Сорска.

Хуже всего придётся Орджоникидзевскому и Ширинскому районам, во-первых, из-за значительной удалённости от черногорского полигона, а во-вторых, как выяснил аудитор, из-за грубейшей математической ошибки при расчётах, которая автоматически завысила тариф в 5 (!) раз.

В ходе обсуждения главы муниципалитетов поддержали предложения, уже разработанные правительственной рабочей группой – отменить тариф, отказаться от работы с данным оператором, приостановить действие уже заключённых договоров и сохранить действующие схемы вывоза мусора, чтобы во время продолжительных новогодних каникул в населённых пунктах не допустить мусорного коллапса.

Глава Хакасии резюмировал, что при явном наличии проблемы и необходимости соблюдения федерального законодательства, действия всех органов власти должны быть направлены, прежде всего, на защиту интересов населения.

«Сейчас советники проводят проверку заключённых договоров и обоснованности тарифов. Предварительная оценка – тариф не обоснован. Я уже поручил правительству держать контроль разработки экономически обоснованного тарифа на услуги регионального оператора. Одновременно оцениваются возможность, механизмы и последствия лишения регионального оператора его статуса», — отметил Валентин Коновалов.

Рабочая группа под руководством первого заместителя главы Хакасии Андрея Асочакова должна в кратчайшее время озвучить результаты работы и выдать руководителям муниципальных образований конкретные рекомендации, как действовать дальше. В состав рабочей группы по желанию были включены и главы Саяногорска, Аскизского и Усть-Абаканского районов: Михаил Валов, Абрек Челтыгмашев и Елена Егорова.

По информации пресс-службы Правительства РХ

Один комментарий для “«МУСОРНУЮ» РЕФОРМУ В ХАКАСИИ ПРОДАВИЛИ МОШЕННИКИ?

  1. Евгений

    Интересно получается.Все обслуживающие организации останутся старыми,а появится еще одна , «КРЫША» из москвы у каторой ни чего нет!!! А из местных не кого было выбрать.Я понимаю если бы они начали строить завод по перерабатки мусора, выкупать и закупать технику для сбора и вывоза мусора, но как всегда.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *